Четвертая неделя курса... И снова "Даруй мне тишь твоих библиотек"... Вот только в контексте заданий четвертой недели как-то иначе читается смысл строк:
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Действительно, хочется познать и мудрость, и тайный смысл, и детские секреты природы, а уж что говорить про прекрасные черты друзей... Особенно, если под "друзья" понимать "книги"... Пусть! Пусть появятся их прекрасные черты! Вот только про "растворятся" как-то не хочется думать... Не хочется - значит, не будем!... Тем более, что голос разума говорит, что времени не так много, а работа предстоит серьезная... Ох, уж этот романтизм... Ну куда мне от него деться?
Уже первое задание "приземлило" и ввело в состояние шока, особенно фраза "С проектом «Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса» мы уже знакомы". Кто такие "мы"? Когда успели? И главное - где в этот момент находилась я? Вспомнила - при просмотре вебинара по четвертой неделе курса иногда пропадала связь, видно в какой-то из этих моментов я и оказалась за пределами знакомства. Ничего, познакомимся!
Итак, «Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса» (http://www.vlibrary.ru/?id=OpenResources).
703 ресурса... Никакой классификации... Да-а-а-а! Смотреть - не пересмотреть. Как действовать? Попробуем ввести ключевые слова в "Поиск по каталогам", "Статистика записей по организациям", "Поиск по сайту" - мимо! - во всех случаях информации много, но в списках встречаются не только открытые ресурсы. Тогда применяем хитрость (ну, или женскую логику) - в браузере воспользуемся командой "Найти на этой странице": начинаем вводить ключевое слово и смотрим на "реакцию" браузера - если на странице это слово встречается, то обязательно появятся соответствующие метки. А далее уже просматриваем список ресурсов, ориентируясь на расставленные маркеры. Может, и не очень действенный метод, но у меня сработал - таким образом мне удалось выбрать из списка те ресурсы, в которых могло бы быть что-то по моей теме курирования. К сожалению, то, что я просмотрела в поисках инновационных педагогических методик, не имело никакого отношения к техническим дисциплинам. А именно это меня интересовало. Более глубокие "раскопки" я оставила "на попозже" и пошла дальше.
703 ресурса... Никакой классификации... Да-а-а-а! Смотреть - не пересмотреть. Как действовать? Попробуем ввести ключевые слова в "Поиск по каталогам", "Статистика записей по организациям", "Поиск по сайту" - мимо! - во всех случаях информации много, но в списках встречаются не только открытые ресурсы. Тогда применяем хитрость (ну, или женскую логику) - в браузере воспользуемся командой "Найти на этой странице": начинаем вводить ключевое слово и смотрим на "реакцию" браузера - если на странице это слово встречается, то обязательно появятся соответствующие метки. А далее уже просматриваем список ресурсов, ориентируясь на расставленные маркеры. Может, и не очень действенный метод, но у меня сработал - таким образом мне удалось выбрать из списка те ресурсы, в которых могло бы быть что-то по моей теме курирования. К сожалению, то, что я просмотрела в поисках инновационных педагогических методик, не имело никакого отношения к техническим дисциплинам. А именно это меня интересовало. Более глубокие "раскопки" я оставила "на попозже" и пошла дальше.
Далее на моем пути - инновационный проект «Электронная библиотека Украины: создание Центров знаний в университетах Украины» (http://www.elibukr.org). Исследовав возможности сервиса, поняла - МОГЁМ! Но, как всегда есть "Но!" - на страничке "Ресурси відкритого доступу" (http://www.elibukr.org/uk/resursi/resursi-vidkritogo-dostupu.html) все тот же хаос, правда - в алфавитном порядке! Смогла открыть и просмотреть страницы ресурсов США, Германии, России, и даже Африки! С гордостью перешла на страничку Національної бібліотеки України ім. В.І. Вернадського НАН України (http://www.nbuv.gov.ua)! Попробуем найти что-то полезное для себя... Что сказать? Хорошо организованный и, главное, качественный поиск по базам данных - если ответ на запрос не найден в разделе, в котором был осуществлен поиск, - предлагаются альтернативные варианты из других разделов. Это особенно хорошо, когда не совсем уверен, что ищешь в нужном месте... Да-да! Так тоже иногда бывает...
В качестве примера - нашла статью, которая не совсем соответствует моей теме курирования, но в аннотации заявлено про описание дидактической модели... Чаще встречаешь описание методик организации и проведения отдельных составляющих учебного процесса (лекции, лабораторной работы, семинара...) Что же, чуть позже вернусь. Надеюсь, что не пожалею:
Васильченко Л.В. Дидактичні можливості комп’ютерних комунікацій – основа дидактичної моделі підвищення кваліфікації педагогів за дистанційною формою [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ppmb/texts/2010_4/10valvtrf.pdf
В качестве примера - нашла статью, которая не совсем соответствует моей теме курирования, но в аннотации заявлено про описание дидактической модели... Чаще встречаешь описание методик организации и проведения отдельных составляющих учебного процесса (лекции, лабораторной работы, семинара...) Что же, чуть позже вернусь. Надеюсь, что не пожалею:
Васильченко Л.В. Дидактичні можливості комп’ютерних комунікацій – основа дидактичної моделі підвищення кваліфікації педагогів за дистанційною формою [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ppmb/texts/2010_4/10valvtrf.pdf
Все! Стоп! Принцип работы уже понятен. Подведем промежуточный итог. Итак, что мы имеем в результате поиска по "Коллекциям ресурсов и систем для поиска"? Присутствует некоторое разочарование от неструктурированности материалов в коллекциях... Ой-Ой-Ой! Можно подумать, что "поисковики" выдают четкие и класифицированные списки ресурсов! Тоже мне, Галя балованная!
Во втором задании нужно осуществить поиск статей, журналов или книг по моей теме в нескольких ресурсах открытого доступа. Где-то я это уже слышала... Точно! Вспомнила! Это были задания к неделе №2. С той лишь разницей, что не было акцента на поиске именно научной информации. К чему это я? К тому, что мне уже знакомы сервисы "Директория журналов открытого доступа DOAJ" (http://www.doaj.org) и "Каталог открытых репозитариев OpenDOAR" (http://www.opendoar.org).
А так как я изначально поставила для себя задачу искать (по возможности, конечно) только статьи, журналы и книги, посвященные методике преподавания технических дисциплин, то получается, что это задание я уже выполнила. И осталось только поделиться найденными материалами, например, журналами по методике технического образования:
1. International Journal of Online Engineering (http://online-journals.org/i-joe)
2. International Journal of Engineering Pedagogy (http://online-journals.org/i-jep)
3. International Journal of Emerging Technologies in Learning (http://online-journals.org/i-jet)
Ну, или ссылками на некоторые статьи:
1. http://online-journals.org/index.php/i-joe/article/view/18302. http://online-journals.org/index.php/i-jep/article/view/2085
Очень хочется верить, что качество найденных материалов не подведет...
К сожалению, нет времени на детальный анализ результатов работы со свободно доступными инструментами http://www.scimagojr.com и http://www.journalmetrics.com по данным Scopus® базы данных компании Elsevier B.V., но то, что этот результат есть - уже хорошо. На сайте http://www.scimagojr.com по ключевым словам "Engineering Education" был получен список журналов, рейтинг каждого из которых потом можно проанализировать как по графикам и диаграммам, так и по табличным данным - кому как нравится:
Детальная информация для Journal of Engineering Education представлена по ссылке http://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=12481&tip=sid&clean=0.
На сайте http://www.journalmetrics.com по тем же ключевым словам тоже получен список журналов с индексами:
Работать с полученной информацией мне еще предстоит научиться - в этих вопросах я пока на нулевом уровне... Да и моя научная деятельность только в начальной стадии... В моем "багаже" уже есть несколько опубликованных тезисов докладов на конференциях, но еще рано говорить о моей научной деятельности, тем более о "серьезной научной деятельности". Но, дорогу осилит идущий... Поэтому на перспективу был создан профиль "Мои цитаты" в Google Академии на http://scholar.google.com.ua/intl/ru/scholar/citations.html:
А пока не лишним будет посмотреть в ресурсах Thomson Reuters глобальное распределение исследователей по теме "Методика и технологии технического образования" используя ResearcherID (http://www.researcherid.com/ViewProfileSearch.action):
США - понятно, Великобритания - понятно... Испания... Германия... Австралия... Китай?! Бразилия?! Признаюсь в своем невежестве - уж там я бы точно не искала материалы... Еще раз удостоверилась - учиться мне еще и учиться! Что же, будем расти над собой!!!
Подведем итоги! Времени на выполнение задания ушло ОЧЕНЬ много! Нужно это было? ДА! ДА! И еще раз ДА! Много "полезностей", "интересностей" и "перспективностей". Хорошо, что всего этого достаточно в открытом доступе... Но станут ли ресурсы открытого доступа альтернативой закрытым подписным электронным базам данных? Скорее всего не альтернативой, а дополнением! Всегда найдется информация, которую нельзя выкладывать в свободный доступ.
Информацией можно убить,
А еще ею можно спасти.
Информацию можно скрыть
Или по всем углам разнести.
Говорят, обладать информацией
Это значит - всё предугадать.
С информацией можно богаче стать
Или несчастным стать.
Автор: Татьяна Осипова
Каждый волен выбирать те источники, которые считает нужными... Но, уважающий себя человек, а тем более педагог и ученный, всегда будет опираться только на достоверные источники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий